сколько население в мире Чечня.

  1. ЧЕЧЕНЦЫ (самоназвание нохчо) , народ в Российской Федерации, основное население Чечни (1,031 млн. чел.) , живут также в Ингушетии (95,4 тыс. чел.) , Дагестане (87,8 тыс. чел.) , а также городе Москве (14,4 тыс. чел.) , Ставропольском крае (13,2 тыс. чел.) , Астраханской (10 тыс. чел.) , Волгоградской (12,2 тыс. чел.) , Ростовской (15,4 тыс. чел.) , Тюменской (10,6 тыс. чел. ) областях, Приволжском федеральном округе (17,1 тыс. чел.) . Всего в Российской Федерации 1,36 млн. чеченцев (2002). Общая численность около 1,4 млн. человек. В Дагестане живет этническая группа чеченцев-аккинцев. Говорят на чеченском языке. Верующие чеченцы мусульмане-сунниты.
    Чеченцы, как и родственные им ингуши, относятся к коренному населению Северного Кавказа. Упоминаются в армянских источниках 7 веке под именем нахчаматьян. Первоначально чеченцы жили в горах, разделяясь на территориальные группы. В 15-16 веке они начали переселяться на равнину, в долину Терека и его притоков Сунжи, Аргуна. До 1917 года по месту жительства чеченцы делились на две части: Большую и Малую Чечню. В равнинных районах основное занятие земледелие, в горных скотоводство; развиты домашние промыслы производство бурок, выделка кожевенных изделий, гончарство.
  2. 1 267 740 человек

Внимание, только СЕГОДНЯ!

         В Чеченской Республике господствующей  религией является — Ислам суннитского толка.

Процесс исламизации чеченцев знает семь этапов. Первый этап связан с арабскими завоевательными походами на Северный Кавказ, арабо-хазарскими войнами (VIII-Xвв.), второй этап связан с исламизированными верхами половцев, под влиянием которых находились нахи (XI-XII вв.), третий этап связан cвлиянием Золотой Орды (XIII-XIV в.), четвертый этап связан с нашествием Тамерлана (XIVв.), пятый связан с влиянием мусульманских миссионеров Дагестана, Кабарды, Турции (ХV-XVIвв.), шестой этап связан с деятельностью шайха Мансура, нацеленного на утверждение шариата, седьмой этап связан с деятельностью Шамиля и Ташу-Хаджи, боровшихся с адатами, утверждая шариат, восьмой этап связан с воздействием на чеченцев шайха Кунта-Хаджи и других суфийских учителей.

  Начало массового распространения ислама среди предков чеченцев относится к XIV веку, хотя есть основание полагать, что диффузно ислам проникал среди чеченцев еще в IX-X веках, что связано с проникновением на территории чеченцев арабских полководцев и миссионеров.

  В целом распространение ислама среди чеченцев – сложный противоречивый и многовековой процесс адаптаци к этнокультурной реальности.

Ислам распространялся как насильственными мерами — завоевательными походами арабов, так и мирными средствами — посредством миссионерской деятельности. В Чечне, а в целом и на всей территории России, утвердилось суннитское направление ислама, представленного шафиитскими и ханифитскими мазхабами.

  На Северо-Восточном Кавказе (Дагестане, Чечне и Ингушетии) ислам имеет форму суфизма, функционирующего посредством тарикатов накшбандийа, кадирийа и шазалийа, оказавших духовно-культурное и политическое влияние на многие народы региона.

В Чеченской Республике распространены только тарикаты накшбандийа и кадирийа, делящиеся на религиозные группы – вирдовые братства, общее их число достигает тридцати. Последователи суфизма в Чеченской Республике – мусульмане сунниты, опирающиеся на базовые положения ислама, но при этом, следуют суфийским традициям, почитая своих устазов, известных им шайхов, авлийа.

Большое место в религиозной деятельности традиционалистов отводится устным молитвам, выполняемым обрядам, паломничеству к святым местам, исполнению религиозных ритуалов – зикров, строительстве зияратов (мовзалеев) над могилами умерших устазов. Эта многовековая духовно-культурная традиция в современных условиях, благодаря деятельности Президента Чеченской Республики и муфтията активно реанимируется, достигая своего апогея.

Ислам в Чечне, в силу его многовековой адаптации к народной культуре, отличается либеральностью, терпимостью к иноконфессиональным системам.

  В Чеченской Республике, начиная с 1992 года, стало распространяться нетрадиционное для региона новое учение — так называемый ваххабизм, представляющее собой религиозно-политическую альтернативу для локального ислама.

Деятельность ваххабитов имела выраженный политический характер и была направлена против общества и государства. Радикализм и экстремизм ваххабизма был детерминирован переходом от одной социально-политической системы к другой, распадом СССР, деидеологизацией, демократическими преобразованиями, слабостью государственной власти.

  В настоящее время в Чеченской Республике деятельность религиозных экстремистов, а также террористов, пресекается.

Чеченцы. Народ Чечни

Началось бурное возрождение традиционного ислама, что проявляется не только в строительстве мечетей, религиозных школ, но и в духовном просвещении молодежи. Традиционалисты в своих повседневных проповедях мусульман призывают к единению, духовному возвышению, осуждают наркоманию и многие другие греховные поступки.

чеченца

представители коренных жителей Республики Ичкерия, которые традиционно жили в горных районах северных склонов восточной части Большого Кавказа и с 19-го века также в Терекской долине.

В ходе исторического развития чеченцы вышли за рамки феодальной стадии развития общественной жизни и почти не знали рабства, поэтому отношения кланов и кланов, лежащие в основе их общества, все еще в полном объеме. История Чечни в XIX-XX вв. Этот век можно назвать периодом постоянной борьбы с колонизацией со стороны России.

У чеченского народа есть сильное чувство родового коллективизма. Его представители всегда чувствуют, что они являются частью семьи, такой (тайпа). И интранет-ссылки часто более интенсивны, чем другие этнические сообщества. Они поддерживают отношения с родственниками пятого племени. В этом случае чувство принадлежности к Ленты превалирует над национальной идентичностью. Члены рода связаны с кровным отношением на линии отца и пользуются теми же личными правами.

Свобода, равенство и братство в ней представляют собой главное значение существования. Небольшое количество чеченских столпов жили в окружении более сильных соседей.

Отсутствие сложных форм государственности среди чеченцев сильно повлияло на единство лент. Строго защищается законностью происхождения и правами таких членов, чтобы сохранить славу и силу, которые каждый из ее представителей считал их личной обязанностью. Однако на саммите безопасность каждого человека зависит от того, что оскорбление или убийство какого-либо члена клана не осталось безнаказанным (практика кровного спора).

В то же время каждый человек должен примирить свои действия с интересами семьи, потому что его родственники должны были ответить на его ошибку.

Эта ситуация вызвала такое удивление патриархальной и племенной морали, как недопустимость жалобы на государственные органы и обращение к их защите от правонарушителей. Более того, роль тапас в жизни современного чешского общества не может быть уменьшена по следующим причинам: а) для каждой группы вооруженные формирования хорошо оборудованы, организованы, дисциплинированы, подчинены патриотическим властям в своих действиях; б) Решение таблиц во многом определяет причины столкновения различных силовых структур в Чечне.

У чехов много стереотипов о поведении во всех сферах жизни. Эти стереотипы основаны на строгом уважении к национальным традициям и традициям. Для большинства уважение к традиции является гипертрофическим, что объясняется их специальным образованием. С ранних лет чешского ребенка учили о правилах горного бонтона, чье невежество строго наказывается пожилыми людьми.

Обучение не проводится в виде обозначения, которое неприемлемо для ребенка, но в виде иллюстративных примеров. Осуждение или одобрение акта, совершенного молодым человеком, молодым человеком или мужчиной, осуществляется непосредственно в присутствии ребенка, чтобы он мог слышать и помнить, что он может публично наказывать или, напротив, хвалить. Ребенок, как есть, должен оценивать различные ситуации. Таким образом, он развивает чувство тактической, поведенческой интуиции, концепции бонтона, а не безрассудного закрытия.

Еще одной важной особенностью национальной психологии чеченского языка является признание легитимности всех, даже самых жестоких, выступающих в качестве компенсации за их достоинство, жизнь и честь родственников (практика кровного спора). Пренебрежение родственником было позором для всей семьи. Образ кровавой мести привел к объективной исторической реальности жизни людей в условиях постоянных межгосударственных и внешних войн.

Невозможность утомления человека убийством или оскорблением родственника говорила о слабости семьи и, таким образом, подверглась опасности нападения.

Эмоциональный эмоциональный фактор конфликта крови был одновременно впечатлением и эмоциональным чувством чеченцев. Вы также можете добавить свою гордость здесь, что не позволяет человеку жить мирно, когда сербский обижен, потому что оскорбление одного из участников ленты равносильно оскорблению всех его представителей.

Одной из старейших особенностей национального характера является патриотизм. Для них любовь к стране рождения — это чувство, которое должно быть связано с истинным фокусом. Часто патриотические чувства меняются в национализме, шовинизме. Радикальные националисты больше среди представителей горной (более бедной) ленты, так как среди них есть более сильная национальная традиция. Присоединение ко всей чеченской нации в целом плохо понимается, поскольку доминирует чувство ответственности за свой тип.

После депортации 1940-х годов у чеченцев более сильная психологическая привязанность к мусульманскому миру. Национальная специальность чеченцев была гостеприимством. «Если гость не смотрит, он не идет хорошо». В этих переговорах выражается отношение всех людей к этой традиции. Приезд гостя всегда ждет и не стоит бояться дома. Он уделяет ему особое внимание — все, что лучше в доме, для гостя. Хотя посетитель находится под защитой принимающей семьи.

Ибо оскорбление гостя такое же, как и оскорбление мастера.

сколько людей в мире находится в Чечне.

Однако некоторые преступники в Чечне так скрывались в суде. Во время королевы распространенность межведомственных средств массовой информации широко распространена. Чувство чрезвычайно мощное. Братья всегда верны дружбе, разделяя радость и грусть вместе. Они всегда готовы помочь друг другу, независимо от того, кто они стоят. Это чувство сравнимо с традицией конфликта крови и перехода от поколения к поколению.

В многонациональных группах Чечня независима. Как правило, они пытаются объединиться по этническому признаку. Во-первых, общение характеризуется изоляцией и бдительностью. Но когда они привыкли, чеченцы могут занимать лидирующие позиции в группе.

Глава антропологического типа чеченцев

Чеченский народ, пободно всем другим народам, не представляет единого целого в расовом плане. Но как и среди большинства народов у них образовался определенный антропологический тип, который воспринимается в качестве типичного. Этот тип относится бесспорно к переднеазиатской расе.

В этом плане чеченцы не отличаются от других кавказских народов, антропологическая основа которых также относится к вышеописанной расе. Ее характерные черты общеизвестны. Речь идет о крепких людях среднего и высокого телосложения с неудлиненной, короткой формой головы, ярко выраженным орлиным носом и обычно темными волосами и глазами.

Но и среди переднеазиатской расы, которая распространена на огромной территории, необходимо различать подвиды, подобно тому как мы это делаем и среди светлой северозападноевропейской расы.

Среди известных мне народов с переднеазиатской расовой основой — северных армян, восточных грузин с пшавами и хевсурами, азербайджанских татар, ряда дагестанских народов, ингушей и незначительного числа кумыков и осетин — я также по моему мнению обнаружил различные варианты этой расы.

Чтобы описать чеченского переднеазиата, я хочу сначала негативно выразиться.

Его профиль не имеет тех чрезмерных переднеазиатских форм, которые например часто наблюдаются у армян. Подобный профиль армянина, примерно тот что был опубликован вон Лушаном и был растиражирован в различных книгах по расоведению, среди чеченцев вообще не встречается.

Однако по моим наблюдениям и среди армян такой тип является редкостью. Сфотографированный мною чеченец (изображение 5 и 6 справа) имеет, пожалуй, наиболее экстремальные переднеазиатские формы среди своего народа. Обычный чеченский антропологический тип изображен на фотографии №7. Это, следовательно, вполне умеренный переднеазиатский профиль хоть и с большим, но все же лишь немного изогнутым и не мясистым носом и со сносно образованным подбородком.

Последнее особенно бросается в глаза в сравнении с изображением № 5, на котором, как в общем у явных переднеазиатских профилей, подбородок отступает дальше и сам по себе более плоский, чем то что соответствует нашему идеалу красоты. Профиль на изображении № 7 не бросается в глаза, он отбалансированный и приятен засчет своего размаха и смелых, крупных очертаний.

Также справа сидящий мужчина (изображение № 8) относится к этой категории. Его лицо можно без ограничений назвать по-мужски красивым. Часто распространены антропологические формы почти не напоминающие о подобном хищной птице переднеазиатском происхождении, а напротив имеющие почти прямые и тонкие носы и у которых лишь короткие черепа напоминают о переднеазиатском наследии.

Эти правильные черты лица были причиной былой славы кавказской красоты и побудившие в свое время Блюменбаха ввести понятие кавказской расы. Раньше, особенно в эпоху Кавказских войн, когда еще Боденштедт находился на Кавказе, кавказские народы слишком идеализировались, особенно это касается их телесной красоты. Позже, напротив ударились в другую крайность. В заблуждение вводят антропологические публикации, в которых отображены наиболее экстремальные типы лица. Это относится к, например, фотографии опубликованной в расоведении Гюнтера.

На ней изображен имеретинец из Кутаиси, являющийся пожалуй самый уродливым мужчиной которого можно было найти в этом городе. В противоположность этому нужно еще раз подчеркнуть, что кавказские народы и среди них особенно северокавказцы превосходят в плане телесной красоты соседние с ними народы.

Достаточно двинуться со стороны Ростова в сторону Кавказа и наблюдать, как на станциях чистые кавказские лица с их крупными, прямыми чертами выделяются из числа неясных русских физиономий.

Что касается телосложения, то я заметил что среди армян, восточных грузин, хевсур и дагестанцев в основном распространены люди среднего роста и крепкого телосложения, чаще коренастые, нежели стройные, но ни в коем случае не высокие; частично рост очень маленький, например в некоторых областях Дагестана (Казикумух, Гумбет). По сравнению с ними чеченцы бросаются в глаза из-за их роста. Достаточно перейти из последнего хевсурского поселения Шатил в кистинское Джарего и изумляться резкому антропологическому изменению: среди хевсур коренастые, широкие фигуры, среди кистин высокие, стройные, даже сказал бы элегантные внешности.

Это мое наблюдение было также подтверждено сообщениями Радде (смотрите список использованной литературы, № 36).

Такую же разницу я констатировал между с одной стороны ичкерийцами и с другой стороны андийцами и аварцами, особенно гумбетцами.

Стройность кажется иногда чрезмерной. В других местах подобные фигуры наверное назвали бы хилыми.

Напрасно! Поскольку плечи обычно широкие, узкие только бедра. Тело получает из-за этого необыкновенно упругий, эластичный, иногда чуточку непринужденный вид. Такой вид подчеркивается еще за счет ношения на равнине черкески.

В горах это менее заметно, поскольку там обычно носят закрывающий тело тяжелый тулуп, за исключением Мелхисты, где опять в основном распространена черкеска.

Полнота, которую я наблюдал среди армян и восточных грузин, как среди мужчин, так и женщин, особенно в преклонном возрасте, практически полностью отсутствует; распространена стройность и худощавость.

Высокими чеченцы кажутся лишь по сравнению со своими соседями; средние показатели едва ли сравнятся с северонемецкими.

Людей ростом выше 1,85 м я с уверенностью видел только дважды. Один был кистинец (подразумевается горец) из Мелхисты, другой, самый высокий чеченец вообще, был уже упомянутый великий везирь бывшего Эмирата — Дишнинский. К слову, это обстоятельство играло не последнюю роль в деле увеличения его авторитета среди простых горцев.

Он был вполне аристократической личностью, соединившей в себе как все достоинства своей расы, так же как и разумеется её недостатки.

В вышеизложенном расовая основа чеченского народа была названа переднеазиатской, но с таким же правом её можно назвать и динарской.

Динаридов я встречал в большом количестве среди военнопленных сербов во время моего путушествия по Каринтии и Штирии (исторические области Австрии) и если я их сравниваю с доминантной расой среди чеченцев, то я не вижу никаких значимых различий, чтобы говорить в противовес динарской расы о какой-то особой разновидности переднеазиатской.

Для армян и некоторых дагестанцев может это и правильно говорить о особой подветви переднеазиатской расы, но и то только в том смысле, что отличительные признаки динарской расы среди них слишком чрезмерно выражены, (тем самым это отдаляет их от динаридов); форма головы тяготеет к форме "башенного черепа", нос некрасиво большой, рост частично ниже стандарта. Для чеченцев это как раз-таки в целом не характерно, также не характерно для ингушей и осетин, а также по общепринятому представлению для черкесов.

Таким образом, лишь с этими оговорками я отношу чеченцев к переднеазиатской расе.

Особое положение чеченского переднеазиата будет еще доказано цветом волос, глаз и кожи. Люди с чисто черными волосами, очень темными глазами, как у армян и частично грузин, среди чеченцев не часто встречаются, в любом случае нет такого чтобы оба признака совпадали.

Поэтому можно лишь говорить о антропологическом типе, который в целом темный. Чаще всего темными (а также и черными) бывают волосы головы, глаза же напротив карие или цвета, который трудно с точностью описать. Его наверное можно назвать светлокарим, с небольшой примесью зеленого. Ясные, просвечивающиеся светло-карие глаза я чаще наблюдал у женщин, нежели мужчин.

Но то, что в первую очередь бросается в глаза путешественнику, это большое количество блондинов и светлоглазых, в основном последних из перечисленных. Трудно сказать какой именно тон преобладает: распространены как серые, так и серозеленые глаза, так же распространены и чисто голубые, небесноголубые глаза, которые и в Северной Германии не могли бы быть более ясными.

Несколько реже светлых глаз встречаются светлые волосы.

Но тут причина в очень сильном постепенном потемнении. Среди детей значительно больше светлых, нежеле чем среди взрослых и темноволосые взрослые уверяли меня, что в детстве были со светлыми волосами. Я обратил внимание на раннее поседение у мужчин; обычно у тридцатилетних седина явно заметна. Наверняка одна из причин это постоянное ношение папахи. Бритые налысо мужчины тоже не редкость.

Изучение цвета волос естественно утрудняется из-за этого обычая. И вообще нужно пойти переночевать у людей чтобы увидеть непокрытые головы; людей с обнаженной головой под открытым небом не увидеть: без разницы мужчина, женщина или ребенок.

Никогда.

Цветовой оттенок блонда пожалуй меньше соответветствует тусклому блонду восточной расы, а больше схож с блондом северной расы тендируя к золотистому, хотя в чистом проявлении я и не наблюдал золотистого. Также я многократно видел и рыжеволосых; цвет их глаз был светлокарим.

Чаще чем светлые волосы, встречаются светлые бороды, причем мне запомнился буро-красный тон, так же и у мужчин с темными волосами и карими глазами.

Бороды обильны и ровны, их носят с определенной аккуратностью. Также распространены развевающиеся рыжие как у Барбароссы бороды, причем нужно отметить что хна не используется.

Но большинство мужчин носят только усы.

Кожа светлых чеченцев нежна и хрупка, у молодых девушек прекрасный цвет лица. У мужчин лицо покрасневшее от ветра и непогоды, а не смуглое, обстоятельство особенно характерное для нордической расы.

Тело же белое в самом лучшем смысле. Я однажды наблюдал это в Мелхисте. Какое-то число кистин (имеется ввиду горцев) было занято переправкой дерева по Аргуну, они сами стоя в воде, переправляли несвязанные стволы деревьев, буксировали их в нужном направлении держа в мускулистых кулаках длинные шесты и направляя бревна между омываемыми пеной волн валунами.

Хотя они не были одеты, они не смущались нашей приблежающейся грузинской колонны. Лесистые склоны, бурлящий горный поток, неприкрытые богатырские образы сплавщиков леса, создали в то время атмосферу редкой романтики, которая мне навсегда запомнилась, как раз-таки из-за ее явно выраженного нордического характера. Подобные случаи больше со мною в остальном мусульманском Кавказе не случались. Крайняя щепетильность мешает мужчинам показываться неодетыми. Также им неприятен вид хотя бы частично оголённого тела других; я убеждался в этом многократно, когда зимой 1919/1920 целый месяц лежал тяжелобольным в частном доме в Ботлихе (андийский Дагестан), я не мог уговорить ни одного мужчину хоть как-то помочь мне.

Когда я пытался приподняться все покидали несмотря на мои возражения комнату. Я не думаю, что это связано с какими-нибудь суевериями, вроде боязни заражения.

Более свободные взгляды чеченцев отражается и на более свободном положении женщин, которые свободно передвигаются не закрываясь вуалью, которым разрешено открыто говорить с мужчинами, что во внутреннем Дагестане едва ли наблюдается.

Для более доступного описания чеченского блондина, я хочу сравнить его со светлыми североевропейцами.

С. Паудлер в своем труде о светлых расах четко различал между дальской кроманьонской расой и обычными долихоцефалическими (т.е. длинноголовыми) светлыми представителями северной расы. Из двух этих рас для сравнения подходит лишь последняя. Светлые кавказцы похожи на неё из-за большей плавности и ровности линий, более полных губ и более округлых разрезов глаз.

Жесткие, грубые черты лица, которые например часто встречаются среди жителей Вестфалии (область в Германии), отсуствуют судя по моим наблюдениям. Не говоря уже о опубликованных Паудлером экстремальных дальских антропологических типах из Скандинавии.

На сколько я знаю они не встречаются и среди других кавказских народов. Сравнение со светлыми северозападоевропейскими долихоцефалами допустимо лишь в отношении цвета и форм лица.

В строении черепа чеченские блондины не отличаются от своих земляков-брюнетов. И там и здесь те же короткие, прямые черепа, те же орлиные носы. Мужчина посередине изображения № 8 соединяет в себе все цветовые приметы светлого типа в чистой форме, был ростом более 1,80 м, но у него была даже для чеченских пропорций короткая форма головы. Встречаются и более удлиненные формы черепа с небольшой выпуклостью затылка, но они также распространены и среди темноволосых и кареглазых.

Всё же длина черепа никогда не достигает размеров обычных нордических долихоцефалических черепов. Тем не менее высокие чеченские блондины с их длинными, узкими лицами и их всей манерой держать себя в самом деле создают впечатление светлого северянина. В Майстах и Мелхисте очень легко заняться исследованием черепов, поскольку в тамошних склепах можно найти их большое количество. Я находил там и длинные черепа (долихоцефалические черепа).

Но разумеется я не проводил точных измерений, это только ориентировочное измерение на глаз.

Эта стройная, брахицефалическая (т.е. короткоголовая), большеносая раса, встречающаяся в совокупности как в темном, так и в светлом виде, настолько преобладает среди чеченцев, что остальные имеющиеся составные расовые части не могут изменить общей картины. Доминантный среди остальных антропологических типов подобен альпийской расе. То есть чаще всего речь идет о темных, низких людях с бесформенным телесложением и грубым сложением черепа.

На изображение №5 и 6 показан представитель этой расы, у которого всё же сравнительно правильные черты лица, особенно довольно-таки изящный нос, в то время как в основном лица альпийцев кажутся некрасивыми. Судя по моим наблюдениям, чеченскому альпийцу не достаёт округлых форм свойственных альпийцам Центральной и Западной Европы.

Тело скорее подтянутое и угловатое, что скорее всего связано с образом жизни. Я не могу сказать, что заметил значительное число смешанных между высоким переднеазиатским и альпийским антропологическими типами.

Оба сосуществуют скорее одновременно: я не припомню чтобы встречал высокого чеченца с громоздкой головой и коротким носом и плоским профилем лица или наоборот низкого и коренастого с переднеазиатской формой лица и черепа. Оба мужчины на изображении № 5 и 6 сфотографированны сидя и кажутся одного роста. На самом делее переднеазиат справа был на голову выше, чем альпиец слева.

Незначительной представляется мне и часть чеченцев относящаяся к восточной расе, к которой в основе своей относятся русские.

Также я не замечал и явных монгольских расовых признаков, которые в принципе возможны, учитывая раннее соседство с калмыками и нынешнее с ногайцами. Эти признаки встречаются в северной части Аварии, да и то лишь ввиде особенно сильно выступающих скул. Монгольскую форму глаз я не встречал.

Что касается вопроса географического распространения отдельных антропологических типов, то я могу с некоторой долей уверенности говорить лишь о распространении блондинов.

И в этом плане я могу сказать, что отдельные регионы показывают большие различия.

Вне всякого сомнения в западной части Чечни процентное соотношение блондинов выше, чем на востоке. На западе есть местности, в которых население можно назвать в основном светлым. Если говорить о цвете глаз, то в этом утверждении нет никаких сомнений, но также и число людей со светлыми волосами, кожей и глазами будет там составлять почти 50%.

В первую очередь это территория вдоль Чанты-Аргуна начиная с Мелхисты до Шатоя.

Особенно в этих местах я был удивлен большому числу в целом нордических внешностей, тем более что светлые волосы сочетаются с исключительно хорошим ростом. В Майстах, соседнем от Мелхисты округе, это было менее заметно* (* среди детей я заметил некоторые явно еврейские черты лица).

Из-за правильных черт лица мне еще запомнилось населения долины хочарой. А о шатойских девушках я уже писал. Далее следует назвать верховье Шаро-Аргуна, хотя и в меньшей степени чем Шатой.

В Чаберлое я был только в восточных и западных селениях, Чобах-кинерой и Хой, где я не заметил значительного количества блондинов, хотя именно Чеберлой описывался мне некоторыми чеченцами как территория с в основном светлым населением.

Вообще нужно сказать, что некоторые много путешествовавшие чеченцы были хорошо осведомлены о антропологических особенностях того или иного региона, как например о высоком росте жителей Мелхисты. Мои наблюдения о распространении светлого населения были ими в целом подтверждены. На мой вопрос о причине различий, мне без особых раздумий ответили, что в таком-то районе больше блондинов, а в таком-то больше брюнетов. Изчезновение светлого элемента на востоке особенно ощущается в Южном Аухе и после пересечения андийского водораздела на дагестанской территории уже доминирует темный элемент, как в Гумбете, так и в Анди.

Одновременно увеличивается число грубых и некрасивых лиц. Наиболее выразительно это проявляется в селении Беной. Хотел бы еще добавить, что среди остальных чеченцев и особенно среди гумбетцев, которые скупают у них кукурузу, у жителей Беноя довольна плохая репутация.

Факт преобладания светлого элемента на западе особенно интересен, если взглянуть на историю заселения территории.

Выясняется, что на территориях заселенных судя по преданиям в первую очередь больше блондинов, чем на позже освоенных на востоке землях. Я не хочу теряться в догадках, но напрашивается мысль, что причину нужно искать в более поздней колонизации восточных областей, и как уже говорилось, в возможном поглощении другого населения.

На равнине я не заметил явного преобладания светлого либо темного антропологического типа.

Тут также (как и в горах) преобладают высокие, стройные люди с орлиными носами.

Среди известных мне кавказских народов, несомненно, наибольшее число блондинов именно среди чеченцев .

В России все меньше русских, но все больше чеченцев и ингушей

В этнографических работах, а также и в литературе по Кавказу, в основном пишут о осетинах. В принципе причина ясна. Осетины — это индогерманский народ и в эпоху индогерманских исследований им уделяли большое внимание. На самом же деле, процентное соотношение блондинов среди осетин вряд ли выше, чем среди чеченцев.

Всё же у меня сложилось впечатление, что черты и выражение лица у осетин, более сходны с европейскими, нежели у чеченцев и ингушей. У осетинских хозяев гостиницы во Владикавказе, блондинов, мне прямо-таки мешал совершенно незнакомый язык из их уст; мне казалось, что передо мною немцы.

Возможно сыграло роль и то, что осетины в основном христиане, в такой же степени может причина и в более многочисленной интеллигенции, чем у их восточных соседей. Среди чеченцев видимо лишь 2-3 человека с университетским образованием, среди осетин же, несмотря на меньшую численность, несколько десятков.

Эта более сильная жажда знаний видимо связана с христианской верой.

Фон Экерт антропологически исследовавший 70 чеченцев (список использованной литературы, № 12) писал в конце публикации, что все имели темные волосы. Это заключение очень необычно, если предположить что показания сделаны на основе точных наблюдений. Но речь идет исключительно о жителях Ауха, то есть чеченского востока.

Я сюда включил еще раздел народной медицины, возможно эта информация тоже представляет какой-то антропологический интерес.

Разговор идет о процедуре лечения чеченцами головных болей.

Далее идет описание традиционного головного массажа и в заключении главы описываются распространенные на тот период болезни.

Полный текст на немецком — http://works.bepress.com/cgi/viewconten … xt=r_gould

Нохчалла — чеченский характер, чеченские традиции

Муцураев Тимур

Это слово не поддается переводу. Но его можно и необходимо объяснить. "Нохчо" значит — чеченец. Понятие "нохчалла" — это все особенности чеченского характера в одном слове. Сюда включен весь спектр моральных, нравственных и этических норм жизни чеченца. Можно также сказать, что это — чеченский "кодекс чести".

Качества рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника  и щедрого, надежного товарища ребенок в традиционной чеченской семье  впитывает, как говорится, "с молоком матери".  А истоки чеченского "кодекса чести" — в древней истории народа.

Когда-то, в далекие времена, в суровых условиях  гор гость, не принятый в дом, мог замерзнуть, потерять силы от голода и усталости, стать жертвой разбойников или дикого зверя.

Закон предков — пригласить в дом, согреть, накормить и предложить ночлег гостю —  соблюдается свято.  Гостеприимство — это "нохчалла".

Дороги и тропинки  в горах Чечни  узкие, часто змеятся вдоль обрывов и скал. Поскандалив или поспорив   можно  сорваться  в пропасть. Быть вежливым и уступчивым — это "нохчалла". Тяжелые условия горной жизни сделали необходимой взаимопомощь и взаимовыручку, которые тоже — часть "нохчалла". Понятие  "нохчалла" несовместимо с "табелью о рангах". Поэтому у чеченцев   никогда  не было князей и холопов.

"Нохчалла" — это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере  не демонстрируя  своего превосходства, даже будучи в привилегированном  положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы  не задеть ничье самолюбие.

Так, сидящий  верхом на лошади должен первым поздороваться  с пешим. Если же пешеход старше  всадника, всадник обязательно должен сойти с коня.

"Нохчалла" — это дружба на всю жизнь: в дни печали  и в дни радости. Дружба  для горца — понятие святое. Невнимательность  или   неучтивость по отношению к  брату простится , но  по отношению к другу — никогда!

"Нохчалла" — это особое почитание женщины.

Подчеркивая уважение  к родственникам своей матери или своей жены, мужчина сходит с коня прямо  при въезде  в село, где  они живут.

А вот — притча о горце, который однажды попросился на ночлег  в   дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Она  не могла отказать  гостю, накормила, уложила  его  спать. Наутро гость понял, что в доме  нет хозяина, а женщина  сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря.

Умываясь второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь      женщины может только мужчина, воспитанный  в духе  "нохчалла".

"Нохчалла" — это  неприятие  любого   принуждения.

Чеченец издревле, с мальчишеских лет  воспитывался  защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне — "приходи свободным!" Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее   — это "нохчалла".

При этом "нохчалла" обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку.

Причем,  уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный День. Но не  прощается обида, причиненная  человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда.  С таким  грехом пребывать вечно.

"Ночхалла" —  не свод рекомендаций.  Это то, чему следует чеченец добровольно и сознательно. В этом  понятии — формула того, каким должен быть настоящий чеченец.

Свадебный обряд

Чеченское слово «свадьба» в переводе означает – «игра».  Сам по себе свадебный обряд – это череда представлений, в которые входят пение, танец, музыка, пантомима. Музыка звучит, когда за невестой отправляются и привозят ее в дом жениха односельчане, родственники, друзья. На этом этапе свадьбы происходят и другие представления.

Так, например, родственники невесты задерживают свадебный поезд, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой – нужно заплатить выкуп, чтобы проехать.

Другие пантомимы происходят уже в доме жениха.  На пороге дома заранее положены войлочный ковер и веник. При входе невеста может перешагнуть их или убрать с дороги. Если аккуратно уберет, значит, умна; если перешагнет, значит, не повезло парню.

А вот невесту, празднично одетую, посадили в почетный угол у окна под специальную свадебную занавеску, тут ей дают на руки ребенка – чьего-то сына-первенца. Это — пожелание, чтобы у нее родились сыновья. Невеста ласкает ребенка и дает ему что-нибудь в подарок.Гости приходят на свадьбу с подарками. Женщины дарят отрезы материи, коврики, сладости, деньги. Мужчины – деньги или баранов.

Причем, мужчины обязательно вручают подарок сами. А дальше – пир горой.

После угощения – опять представление. К гостям выводят невесту, у которой они просят воды. Все что-то говорят, шутят, обсуждают внешность девушки, а ее задача – не разговориться в ответ, потому что многословие – признак глупости и нескромности. Невеста может лишь в самой лаконичной форме предложить выпить воду  и пожелать гостям здоровья.

Еще одна  игра-представление организуется на третий день свадьбы.

Невесту с музыкой, с плясками ведут к воде. Сопровождающие бросают в воду лепешки, затем расстреливают их, после чего невеста, набрав воды, возвращается домой. Это – старинный обряд, который должен обезопасить молодую женщину от водяного. Ведь она каждый день будет ходить по воду, а водяного приманили уже угощением и «убили».

В этот вечер совершается регистрация брака, в которой участвует доверенный отца невесты и жених. Обычно  мулла от имени отца дает согласие на вступление его дочери  в брак, и на следующий день невеста становится молодой хозяйкой дома.По старинному чеченскому обычаю жених не должен показываться на собственной свадьбе.  Поэтому он в свадебных играх не участвует, а  веселится обычно в это время в компании друзей.

Отношение к женщине

Женщина–мать у чеченцев имеет особый общественный статус.

Она  издревле — хозяйка огня,  мужчина только хозяин дома. Самое  страшное чеченское проклятие – «чтобы потух в  доме огонь».

Чеченцы всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага.

И в этом своем качестве она  наделена совершенно особыми правами.

Никто кроме женщины не может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь и бряцает оружие, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить кровопролитие, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном.  Чтобы прекратить ссору или драку женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся – это действовало как запрет на междоусобицу.

По западной традиции мужчина пропустит женщину вперед  в знак уважения. По чеченской – мужчина, уважая и оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни. В старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи: со зверем,  грабителем, с кровным врагом…Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее, жену и мать его детей.

 Об уважительном отношении к женщине свидетельствует  обычай приветствовать ее только стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, встать и поздороваться первым. Величайшим позором считалось непочитание матери и ее родственников. А для зятя почитание родственников жены – засчитывалось как добродетель, за которую бог без суда может отправить  в рай.

Мужской этикет

Основные нормы поведения чеченского мужчины отражает понятие «нохчалла» — см.

раздел 1. Но для отдельных  бытовых ситуаций также существуют сложившиеся веками традиции и обычаи. Они нашли отражение в чеченских пословицах и поговорках о том,  как должен вести себя хозяин, муж, отец…

Немногословие – «Не знаю, нет – одно слово, знаю, видел – тысяча слов».

Неторопливость – «Быстрая речушка до моря не дошла».

Осторожность в высказываниях и в оценках людей – «Рана от шашки заживет, рана от языка – нет».

Выдержанность – «Несдержанность – глупость, терпение – воспитанность»

Сдержанность – основная характеристика чеченского мужчины практически во всем, что касается его домашних дел.

По обычаю, мужчина  не будет даже  улыбаться жене при посторонних, не возьмет при посторонних ребенка на руки. Он очень скупо отзывается о достоинствах жены, детей. При этом должен  строго следить, чтобы на жену не пали никакие мужские дела и обязанности – «Курица, начавшая петь по-петушиному, лопнула».

Чеченец как на особо тяжкое оскорбление реагирует на нецензурную брань, особенно  если в ругательстве фигурирует женщина.

Это связано  с тем, что самый большой позор, если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной. В республике, хоть и редко, имелись случаи самосуда над женщинами за вольное поведение.

В понятие мужской красоты чеченцев входят высокий рост, широкие плечи и грудь, тонкая талия, худощавость, быстрая походка – «По походке узнаешь, каков он», говорят в народе.

Особенную, знаковую, нагрузку несут усы – «Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов!» Для тех, кто носит усы, к этой строгой формуле прилагаются три запрета: не плакать от горя, не смеяться от радости,  не убегать ни при какой угрозе. Вот так усы регламентируют поведение чеченского мужчины!

И еще одно. Рассказывают, что идущего сдаваться в плен предводителя восставших горцев Шамиля несколько раз окликнул его верный сподвижник.

Но Шамиль не обернулся. Когда потом его спросили, почему он не обернулся, он ответил, что его застрелили бы. «Чеченцы не стреляют в спину»,- пояснил Шамиль.

Особые цифры — 7 и 8

В одной из чеченских сказок говорится о юноше Султане, ухаживавшем за девушкой  ровно 8 лет.

Грудному ребенку, по чеченским обычаям,  нельзя показывать зеркало до восьмимесячного возраста. В вайнахском варианте мифа об Адаме и Еве первые мужчина и женщина разошлись в разные стороны, чтобы найти себе пару; Ева сказала, что на своем пути она перешла через восемь горных хребтов. Чеченская традиция предполагает знание женщиной восьми поколений предков по материнской и по отцовской линии. Мужчине обязательно знание семи предков.

Эти примеры показывают, что с женщиной чеченцы ассоциируют цифру 8, а с мужчиной – цифру 7.

Семерка состоит, по существу, из единиц. Восьмерка же, состоящая из четырех двоек (иначе — из пар) отражает материнство, принцип порождения себе подобного.Таким образом, цифровая символика  показывает пришедшее из глубокой древности особое, превалирующее место женщины в обществе, по сравнению с мужчиной. Это же подчеркивает и известная чеченская пословица – «Портится мужчина – портится семья, испортится женщина – портится весь народ».

Чеченцы придают особое значение наследственности по женской линии.  Так, выражение  «материнский язык» употребляется, когда отмечают достойное поведение человека, а выражение «материнское молоко» — когда осуждают за неблаговидный поступок. И по сей день чеченец вправе взять себе жену любой национальности, но не поощряется выход чеченки замуж за иноплеменника.

Взаимопомощь, взаимовыручка

При встрече каждый чеченец первым делом спросит: “Как дома?

Все ли живы, здоровы?” При расставании считается правилом хорошего тона спросить: “Нужна ли моя помощь?”

Обычай трудовой взаимопомощи  уходит  корнями в глубокую старину. В те времена суровые условия жизни  заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ.

Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву; всем селом отвоевывали у гор  участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село  брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в  дом, где  нет мужчины- кормильца.

Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие. И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники.

Традиция взаимной поддержки выработала в народе  отзывчивость на чужое несчастье.

Если в доме  горе, то  все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа – его горе.  Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо —  и материальную помощь.

Похоронные хлопоты у чеченцев  полностью берут на себя родственники и односельчане. Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях,  в том числе и о несчастьях. И первым по приезде делом он  идет выражать соболезнования.

«Лучше сосед поблизости, чем родственники вдали», «Чем жить без любви людской, лучше  умереть», «Единство народа – несокрушимая крепость», гласит чеченская мудрость

Гостеприимство

Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа – символ воинственности – в одной руке и с куском сыра – символ гостеприимства в другой.

«Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать»,  «Гость в доме – радость», «Чем длиннее был путь гостя к твоему дому, тем этот гость дороже»… Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства.

Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется  «комната гостя», она всегда наготове – чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате.

Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому  в любые времена в чеченской семье  специально откладывали на этот случай продукты.

Первые три дня у гостя не положено ничего спрашивать: кто он, зачем пожаловал… Гость живет в доме как бы на правах почетного члена семьи. В старину, в знак особого уважения, дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду.

Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом.  Одно из основных правил чеченского гостеприимства – защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни.

Согласно чеченскому этикету гость не должен предлагать никакой платы за прием.

XIX-XX вв.. Динамика роста численности чеченцев

Он может только сделать подарок детям.

Древнему обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности.

С гостеприимством в прямой связи чеченское приветствие. Здороваясь, они раскрывают объятия, то есть открывают сердце, выражая так чистоту помыслов и искренность в отношении к человеку.

Адат в современной Чечне

Адат – от арабского «обычай» — обычное право у мусульман в отличие от духовного права – шариата.

Нормы адата складывались в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и др.) Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот  свод этических  норм, традиций и правил поведения – с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне.

О роли адата в жизни современной Чечни рассказал чеченский ученый-этнограф Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры «Даймехкан аз» («Голос Отчизны»). С-М. Хасиев пишет:«Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими (ламкерстами).

Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек (разбойник, народный заступник) Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Знаменитый абрек спросил, что случилось. «У меня отобрали младенца»,- ответила женщина. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли в полах черкески ребенка. Абрек долго просил миром вернуть ребенка матери, заклинал богом, родителями, предками, но безрезультатно. А когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами.

За это Зелимхан убил их. – По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на подростка, не достигшего совершеннолетия, на женщину, на старика пенсионного возраста. Они даже в круг мести не входят. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести даже женщину убить.

Другой пример связан с народной традицией. Речь идет о конокраде, который погиб, упав с украденного коня. Горско-языческие нравы предписывают владельцу коня быть ответственным за эту смерть. Но настоящие адаты подчеркивают прямую вину самого погибшего: человек посягнул на чужое, и поэтому его родичи обязаны не только вернуть коня, но и сделать его владельцу подарок в знак извинения.

Примеры из общественно-бытового уклада. Адаты обязывают человека отвечать за порядок в местности, где он живет. Один центр его жизни — дом (очаг), другой – общественный центр поселения (майдан, площадь).

Если на площади происходит, например, драка, то компенсация за ущерб (материальный или физический) будет взиматься тем бо?льшая,  чем дальше от места драки расположен  очаг участника беспорядков.Адаты предусматривают также не одинаковую компенсацию за одинаковую рану на правой и на левой стороне тела.

По требованиям адата, молодой человек, умыкнувший девушку без ее согласия, обязан спросить, есть ли у нее парень, за которого она хотела бы выйти замуж.

Если они отвечает, что есть, то похититель посылает тому человеку весть: я взял тебе невесту. Таким образом, он становился посредником, другом жениха. Иногда между враждовавшими семьями через такой поступок достигалось примирение, устанавливались родственные связи.

В чеченском обществе сейчас есть люди, которые соблюдают нормы традиционного адата, есть и те, кто следует горско-языческим нравам. Таким присущи воровство, кичливость, нахрапистость, стремление использовать силу. Они могут украсть девушку, надругаться над ней, убить».

С-М. Хасиев считает, что сейчас в Чечне надо всемерно популяризировать традиционные адаты, строго подчеркивая их отличие от горско-языческих нравов.

Это – путь к восстановлению нравственно-этических норм в обществе.

«Восстановление начнется только тогда, — пишет С-М. Хасиев, — когда каждый научится спрашивать себя: что я сделал сегодня хорошего, доброго, полезного? Согласно древнему чеченскому поверью, каждый день человеку дается шанс девять раз сделать добро и девять раз сотворить зло.

Не наступи в дороге даже на жучка, удержись от плохого слова, отгони от себя плохую мысль  — на этом пути можно творить добро. На этом пути формируется здоровая нравственно-этическая атмосфера общества».

В семейном кругу

Отношение к старшим.  Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях.

Обычно родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по  хозяйству начинает на половине стариков.  Только после этого она приступает к другим делам.

Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами.

Не только сын, дочь, но и другие члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Деда по-чеченски называют «большой отец», а бабушку чаще всего – «мама». Дети  могут порой ослушаться, не выполнить просьбу отца или матери, и их за это простят.

Но совершенно недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей.

Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения — значит продемонстрировать плохое воспитание.

Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии родителей или любых  старших родственников. Нельзя также  разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя.

Если родители не живут с одним из сыновей, то дети   подчеркнуто внимательны по отношению к ним:  например, лучшие  продукты постоянно относятся в дом родителей.

В сельской местности, как правило, для стариков ставят  во дворе отдельный домик. Это давний обычай: там   старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту.

Родственные обязанности.  Чеченские семьи в большинстве своем многодетны.

Кроме того,  в одном дворе или в одном селе нередко живут со своими семьями несколько братьев. Веками складывались   правила родственных взаимоотношений. В общих чертах, они таковы.

Конфликтные ситуации, ссоры женщин, детей и тому подобное разрешает старший во дворе мужчина или женщина.

Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу.

В крайнем случае, она может обратиться к любому родственнику мужа. Хотя считается правилом хорошего тона вообще не обращать внимания на детские обиды, ссоры, слезы.

Чеченские дети  знают, что именно дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. Он скорей откажет в чем-то своему ребенку,  но без очень серьезных оснований никогда не оставит безответной просьбу  детей своих братьев и сестер.

Правила родственных взаимоотношений предполагают обязанности младших перед старшими,  и наоборот. На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия и взаимопонимания в семьях сыновей. При этом особая корректность требуется по отношению к невестке. Так, свекр обязан быть крайне деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую  в чеченской семье форму одежды.

«Честь семьи». У чеченцев принято относить как заслуги, так и недостатки отдельного человека на счет  всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников “почернеть лицом”, “опустить голову”.  А о достойном поведении говорят обычно: “Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать” или: “Сын  такого отца не мог   поступить  иначе”.

Воспитывая детей в духе семейных традиций, чеченцы прививают им качество «яхь», которое имеет значение здорового соперничества – в смысле «быть лучше всех». Наставления старших звучат примерно так: «У тебя должен быть яхъ. Ни в коем случае ты не должен быть хуже своих товарищей. Не давай в обиду слабого, кто бы он ни был, и сам никого первый не обижай».

© Copyright: Муцураев Тимур, 2010
Свидетельство о публикации №110091200772

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Муцураев Тимур

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Муцураев Тимур

Рубрики: География

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *